Top banner

Почему Valve выпускает игры реже, но каждая из них становится хитом? От Half-Life до Deadlock — Кик

Игры
BetBoost



Респект Гейбу?

Современная игровая индустрия полна примеров, когда даже AAA+ проекты от крупных издателей часто выходят сырыми или заканчиваются скандалами, как это случилось с Concord. Реноме таких компаний, как Blizzard, Electronic Arts, Square Enix, Ubisoft и Konami, сильно пострадало. Однако одна организация по-прежнему держит высокую планку и почти все, к чему она прикасается, становится успехом. Речь идет о Valve.


Просто посчитайте их проекты и попробуйте найти неудачи: Half-Life, Portal, Team Fortress, Counter-Strike и Dota 2. Это настоящие хиты. Некоторые, возможно, критикуют вторую часть Left 4 Dead, но это смешно на фоне многих менее успешных игр той же Ubisoft. Тем не менее, игры от Valve выходят редко, но каждый раз становятся огромными успехами. Есть ли в этом какая-то закономерность? Да, есть.

Компания опередила время с Half-Life 2

Возможно, это по-прежнему самая революционная игра в истории. Сюжетный шутер с механиками, которые опережали свои времена. Первая часть тоже была амбициозной, но во второй Valve создала игру, которая навсегда изменила жанр. Современные кампании Call of Duty и Battlefield, а также другие шутеры с сюжетом возникли именно благодаря истории Гордона Фримена. Но это лишь часть истории.


В 2004 году, когда игроки увидели разрушаемые ящики, которые не тонут в воде, вся игровая общественность была в шоке. Half-Life 2 восхитила своей глубиной и стала хитом на века. Поскольку первая часть была стартовым проектом студии Valve, Гейбу Ньюэллу явно повезло с дебютом.


Таким образом, Valve быстро завоевала репутацию инновационной компании с мощным активом. Более того, между релизами Half-Life студия также уверенно инвестировала в Counter-Strike, увидев в маленькой игре огромный потенциал для создания лучшего сетевого шутера того времени. Team Fortress также уже была на рынке, но её настоящий успех пришёл только с выходом второй части, что следует учитывать. Таким образом, действительно, у Valve было удачное начало с Half-Life, на основе которого они смогли построить свой успех.

Valve остается частной компанией

Эта ситуация продолжается и по сей день. Опять же, это было бы невозможно без удачных запусков Counter-Strike и Half-Life 2 в начале 2000-х, но один из главных принципов Гейба Ньюэлла – это независимость. Из-за отсутствия крупных издателей, студия на протяжении десятилетий работает в своем темпе, принимает собственные решения и не расширяется просто ради расширения. Вспомним многочисленные подразделения внутри Ubisoft и результаты их работы.


Даже сильные студии, такие как Obsidian, сильно зависят от условий, предлагаемых издателями. Им необходимо выполнять обязательства перед финансистами, как, например, обеспечить выпуск игры в заданные сроки или убрать определенный контент. Очевидный пример – Skull and Bones от Ubisoft Singapore, которая вышла, потому что у студии были обязательства перед правительством Сингапура, и они были вынуждены выпустить продукт. Или S.T.A.L.K.E.R. 2, которая появилась в несовершенном виде, вероятно, из-за того, что Microsoft не предоставила нужный декабрьский или январский слот для выпуска, так как он уже был занят другими играми.

У Valve нет никаких таких обязательств. Более того, студия неоднократно закапывала неудавшиеся проекты. Half-Life 2: Episode Three была отменена, поскольку разработчики сочли её неудовлетворительной. Да, игроки расстроились, но репутация серии осталась безупречной. Это безусловно звучит как хорошая политика. Но как тогда Valve зарабатывает деньги?

У Valve всегда были успешные проекты

Это крайне важно. Можно заметить, что в начале 2000-х Valve выпускала игры чаще. В ситуации с Counter-Strike или Team Fortress 2 речь шла именно о вечнозеленых сетевых шутерах, в lesquels пользователи проводили много времени. Но этого было недостаточно для получения прибыли, исходя из Half-Life 2 или других хитов. Поэтому новые игры всё-таки выходили.


Valve практически остановилась в своём развитии лишь тогда, когда стала магией Steam. Главный игровой магазин в мире генерирует потрясающее количество денег, что позволяет Valve не думать о выживании. Они не превращают свои популярные тайтлы в регулярные франшизы, как это сделали Ubisoft с Assassin’s Creed и Far Cry, не доят игроков на деньги, как делает Electronic Arts с FIFA/EA Sports FC и Sims, и не бросают проекты, поскольку они не приносят прибыли.


Можно, конечно, сказать, что Steam – довольно жадный сервис, поскольку Valve получает 30% от каждой проданной игры. Но это и есть основная функция магазина, правда? Учитывая, что у компании также имеется прибыльный источник дохода в виде CS:GO и Dota 2, Гейбу Ньюэллу и его команде больше не нужно беспокоиться о будущем. Кто бы на их месте вообще стал бы разрабатывать новые игры?

Компания дорабатывает старые идеи

Вот за что действительно стоит отдать должное: Valve всегда улучшает свои оригинальные идеи во вторых частях игр. Team Fortress можно было бы просто оставить в покое, но нет, они взяли лучшее и создали Team Fortress 2. Half-Life 2 значительно превосходит первую часть, развивая её лучшие аспекты, а Portal кажется лишь технодемкой по сравнению с величием Portal 2.


Зачастую Valve работает даже с чужими идеями. Идея Counter-Strike пришла извне, но Valve довела её до логического завершения. Portal изначально была студенческим проектом, который привлек их внимание. А Dota 2 — это совсем уникальный случай.


Гейб Ньюэлл и Valve сумели привлечь к себе таланты, например, разработчика IceFrog и идею Dota 2, которая долгое время была популярной кибердисциплиной как карта для WarCraft 3. Эту историю знает каждый, ведь Dota 2 в итоге стала флагманом киберспорта. Это была ещё одна победа Valve, когда они поставили на первое место качество идеи и предоставили ей идеальное исполнение.

Deadlock – свежий пример работы Valve

Теоретически компания могла бы вообще не выпускать новые игры. Тем не менее, они продолжают их разрабатывать, даже в уникальных условиях. Например, Half-Life: Alyx не всем пришёлся по вкусу, ведь виртуальная реальность остаётся нишевым и, откровенно говоря, сыроватым хобби. Но есть ли среди VR-игр что-то, что превзошло бы Alyx? Технически – да, это Batman: Arkham Shadow 2024 года, но Alyx всё равно стала первой и лучшей сюжетной игрой для VR. Таким образом, уникальные условия являются важным фактором.


Однако лучшим примером последних достижений можно считать Deadlock – дотаобразный хиро-шутер от Valve и IceFrog, который разрабатывался и тестировался в строгой секретности. Информация о Deadlock стала известна лишь в конце лета – начале осени этого года. Игра распространялась лишь среди ограниченного числа приглашенных игроков и работала в определенные временные интервалы суток. То есть, необходимо было успеть, чтобы опробовать Deadlock.


Это создало искусственный ажиотаж. Важно, что Deadlock имеет уникальную концепцию. Это не просто очередной хиро-шутер, как Concord, а игра, которая действительно может занять достойное место среди лучших. Это Dota 2 от первого лица, но с более низким порогом вхождения. Это правильная идея, особенно учитывая, что настоящая Dota 2 требует от игроков огромного количества часов, чтобы понять ожидания сокомандников. Начать играть в Dota 2 с чистого листа очень сложно. В то время как в Deadlock это совершенно возможно. Поэтому игру могут считать одной из самых значимых, если не самой важной в 2024 году.


Несмотря на критику Гейба Ньюэлла из-за отсутствия Half-Life 3 и доминирования Steam, при ближайшем рассмотрении, у него должно быть намного меньше претензий со стороны геймеров по сравнению с CEO других крупных компаний. Valve – одна из немногих студий без ощутимых неудач. Это результат успешного сочетания удачи и мудрых решений. Подобное можно сказать разве что о Rockstar или Naughty Dog, хотя вы, возможно, вспомните и других. Но, конечно, у такого подхода есть свои недостатки. Например, никто не знает, сколько лет придется ждать, чтобы Valve разработала и выпустила что-то новое.

Топ-7 игр, похожих на GTA: Saints Row, Mafia и забытый шедевр от Square Enix

Как побеждать в видеоиграх с 0 опыта? Советы по UFC, EA FC 25, Mortal Kombat и другим хитам кальянных