
Правительство РК в своем постановлении от 2 июня 2025 года утвердило Концепцию по развитию киберспорта в стране на период 2025-2029 годов, сообщает Zakon.kz.
В Казахстане признается огромный потенциал киберспорта, поддерживается развитие необходимой инфраструктуры и популяризация данной области среди населения. Прогнозируется, что к 2026 году аудитория киберспорта достигнет 5 миллионов человек.
Одним из ключевых направлений развития киберспорта в стране на 2025-2029 годы станет создание и развитие региональных, студенческих и школьных киберспортивных лиг, что станет основой для устойчивой экосистемы, способной находить и поддерживать талантливых игроков из всех уголков страны.
Одним из важных аспектов развития киберспорта в Казахстане станет внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и виртуальная реальность, которые могут изменить способы проведения и восприятия киберспортивных мероприятий.
Основные принципы и подходы к развитию киберспорта в стране создают базу для его дальнейшего роста:
- интеграция с образовательной системой (поддержка дополнительных образовательных программ, развитие студенческих и школьных лиг);
- конкуренция через систему регулирования рейтинга спортсменов и организацию соревнований;
- государственно-частное партнерство для привлечения инвестиций;
- профессионализация отрасли в аспектах аналитики, менеджмента и судейства;
- проведение исследований в области психологии, физиологии, образования и экономики киберспорта с применением аналитики данных;
- развитие инфраструктуры (создание киберспортивных арен, студий трансляции, тренировочных баз, поддержка любительских и профессиональных клубов).
Реализация данной Концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет базироваться на социальной ответственности бизнеса перед обществом.
В условиях ограниченного финансирования, развитие киберспорта возможно благодаря сотрудничеству с следующими коммерческими компаниями:
- представители консорциума электронной индустрии (производители оборудования);
- телекоммуникационные операторы;
- букмекерские конторы и другие бренды, активно поддерживающие киберспорт и молодежную аудиторию.
Киберспорт способствует развитию таких навыков, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, скорость реакции и другие когнитивные способности, что положительно сказывается на интеллектуальном и социальном развитии молодежи.
В связи с этим, важно создавать киберспортивные академии в каждом регионе для обучения и развития спортсменов и тренеров.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению равного доступа к киберспортивной деятельности для различных категорий граждан, включая молодежь из сельских и удаленных районов.
Концепция предполагает реализацию подходов и развитие киберспорта по следующим пяти направлениям:
1. Интеграция киберспорта в образовательное пространство
Необходимо поэтапное внедрение элементов киберспорта в учебные планы образовательных учреждений.
Следует обеспечить регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов для преподавателей.
Важно также организовывать республиканские и международные киберспортивные конкурсы для студентов и учащихся.
2. Информационная поддержка киберспорта
Требуется развивать медийную и информационную инфраструктуру для широкой аудитории.
Ключевые направления включают создание специализированных новостных ресурсов, блогов и контента на онлайн-платформе.
Будут поддерживаться программы о киберспорте на национальном телевидении и в социальных сетях.
Важным станет взаимодействие с местными и международными инфлюенсерами.
Предусматривается разработка и публикация материалов о киберспорте в специализированных академических изданиях для обеспечения его признания как значимого элемента цифровой культуры и молодежной политики.
3. Популяризация киберспорта
Основное направление в популяризации и учреждении киберспорта в Казахстане — это регулярные киберспортивные соревнования.
Планируется организация масштабного национального или международного турнира по одной из популярных игр.
На региональном уровне будут проводиться LAN-турниры по наиболее востребованным играм.
Важно проводить соревнования среди работников госорганов и журналистов.
4. Киберспорт как спорт высших достижений
Поправки в законодательство позволят присвоение спортивных званий и категорий киберспортсменам и тренерам.
Планируется организация регулярных тренировочных сборов на базе государственного учреждения “Дирекция развития спорта”.
В команду ДРС предлагается включить киберспортивных аналитиков и тренеров.
5. Устойчивое развитие киберспорта
Активное стимулирование создания киберспортивных клубов поможет сформировать устойчивую экосистему киберспорта в Казахстане. Регулярные круглые столы с участниками госорганов, бизнеса и образовательных учреждений позволят разрабатывать меры поддержки и вовлекать молодежь в индустрию на местах.
Основные целевые показатели:
- Увеличение числа образовательных учреждений, предлагающих курсы по киберспорту (с 1 в 2025 до 2 в 2029 годах).
- Увеличение числа публикаций и материалов о киберспорте в СМИ и цифровых платформах (с 1% в 2025 до 40% в 2029 году).
- Увеличение числа зрителей и участников киберспортивных мероприятий в Казахстане (до 4,8 млн к 2029 году).
- Участие казахстанских команд в международных киберспортивных турнирах (2025 – CS 2, Dota 2, PUBG, 2026 – CS 2, Dota 2, E-football и т.д.).
- Рост количества киберспортивных клубов и организаций в стране (с 8 в 2025 до 10 в 2029 году).
Постановление вступило в силу с 2 июня 2025 года.