Top banner

Концепция развития киберспорта утверждена в Казахстане


Правительство РК в своем постановлении от 2 июня 2025 года утвердило Концепцию по развитию киберспорта в стране на период 2025-2029 годов, сообщает Zakon.kz.

В Казахстане признается огромный потенциал киберспорта, поддерживается развитие необходимой инфраструктуры и популяризация данной области среди населения. Прогнозируется, что к 2026 году аудитория киберспорта достигнет 5 миллионов человек.

Одним из ключевых направлений развития киберспорта в стране на 2025-2029 годы станет создание и развитие региональных, студенческих и школьных киберспортивных лиг, что станет основой для устойчивой экосистемы, способной находить и поддерживать талантливых игроков из всех уголков страны.

Одним из важных аспектов развития киберспорта в Казахстане станет внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект и виртуальная реальность, которые могут изменить способы проведения и восприятия киберспортивных мероприятий.

Основные принципы и подходы к развитию киберспорта в стране создают базу для его дальнейшего роста:

  • интеграция с образовательной системой (поддержка дополнительных образовательных программ, развитие студенческих и школьных лиг);
  • конкуренция через систему регулирования рейтинга спортсменов и организацию соревнований;
  • государственно-частное партнерство для привлечения инвестиций;
  • профессионализация отрасли в аспектах аналитики, менеджмента и судейства;
  • проведение исследований в области психологии, физиологии, образования и экономики киберспорта с применением аналитики данных;
  • развитие инфраструктуры (создание киберспортивных арен, студий трансляции, тренировочных баз, поддержка любительских и профессиональных клубов).

Реализация данной Концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет базироваться на социальной ответственности бизнеса перед обществом.

В условиях ограниченного финансирования, развитие киберспорта возможно благодаря сотрудничеству с следующими коммерческими компаниями:

  • представители консорциума электронной индустрии (производители оборудования);
  • телекоммуникационные операторы;
  • букмекерские конторы и другие бренды, активно поддерживающие киберспорт и молодежную аудиторию.

Киберспорт способствует развитию таких навыков, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, скорость реакции и другие когнитивные способности, что положительно сказывается на интеллектуальном и социальном развитии молодежи.

В связи с этим, важно создавать киберспортивные академии в каждом регионе для обучения и развития спортсменов и тренеров.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению равного доступа к киберспортивной деятельности для различных категорий граждан, включая молодежь из сельских и удаленных районов.

Концепция предполагает реализацию подходов и развитие киберспорта по следующим пяти направлениям:

1. Интеграция киберспорта в образовательное пространство

Необходимо поэтапное внедрение элементов киберспорта в учебные планы образовательных учреждений.

Следует обеспечить регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов для преподавателей.

Важно также организовывать республиканские и международные киберспортивные конкурсы для студентов и учащихся.

2. Информационная поддержка киберспорта

Требуется развивать медийную и информационную инфраструктуру для широкой аудитории.

Ключевые направления включают создание специализированных новостных ресурсов, блогов и контента на онлайн-платформе.

Будут поддерживаться программы о киберспорте на национальном телевидении и в социальных сетях.

Важным станет взаимодействие с местными и международными инфлюенсерами.

Предусматривается разработка и публикация материалов о киберспорте в специализированных академических изданиях для обеспечения его признания как значимого элемента цифровой культуры и молодежной политики.

3. Популяризация киберспорта

Основное направление в популяризации и учреждении киберспорта в Казахстане — это регулярные киберспортивные соревнования.

Планируется организация масштабного национального или международного турнира по одной из популярных игр.

На региональном уровне будут проводиться LAN-турниры по наиболее востребованным играм.

Важно проводить соревнования среди работников госорганов и журналистов.

4. Киберспорт как спорт высших достижений

Поправки в законодательство позволят присвоение спортивных званий и категорий киберспортсменам и тренерам.

Планируется организация регулярных тренировочных сборов на базе государственного учреждения “Дирекция развития спорта”.

В команду ДРС предлагается включить киберспортивных аналитиков и тренеров.

5. Устойчивое развитие киберспорта

Активное стимулирование создания киберспортивных клубов поможет сформировать устойчивую экосистему киберспорта в Казахстане. Регулярные круглые столы с участниками госорганов, бизнеса и образовательных учреждений позволят разрабатывать меры поддержки и вовлекать молодежь в индустрию на местах.

Основные целевые показатели:

  • Увеличение числа образовательных учреждений, предлагающих курсы по киберспорту (с 1 в 2025 до 2 в 2029 годах).
  • Увеличение числа публикаций и материалов о киберспорте в СМИ и цифровых платформах (с 1% в 2025 до 40% в 2029 году).
  • Увеличение числа зрителей и участников киберспортивных мероприятий в Казахстане (до 4,8 млн к 2029 году).
  • Участие казахстанских команд в международных киберспортивных турнирах (2025 – CS 2, Dota 2, PUBG, 2026 – CS 2, Dota 2, E-football и т.д.).
  • Рост количества киберспортивных клубов и организаций в стране (с 8 в 2025 до 10 в 2029 году).

Постановление вступило в силу с 2 июня 2025 года.