Интервью с Никитой Поршневым: Роль жены в успехах, увлечение киберспортом и стремление к сборной.
«Жена училась на нутрициолога и помогла мне правильно питаться»
— Приятно завершать год на победной ноте?
— Безусловно, особенно когда первые два старта не задались, а в последней гонке удалось занять первое место — это было словно в сказке. Но четыре нуля скорее заставили меня работать усерднее, и итогом стала победа.
— Год назад вы объявили о завершении карьеры, а сейчас показываете отличный результат в биатлоне. Что изменилось?
— За это время произошло много изменений в моей карьере и восприятии спорта. В одном интервью не расскажешь всего. Моя жена начала учиться на нутрициолога, она стала внимательно следить за нашим питанием и подбирать правильные добавки. Я сам стал к спорту более серьезным: раньше думал, что природный талант и командная работа могут всё решить. Но в нашем виде спорта дисциплина играет ключевую роль. Её нужно соблюдать не только перед стартом, а весь год. Нужно правильно организовать режим, рано ложиться спать и вставать, соблюдая стабильный график. Нельзя сегодня лечь в 11, завтра в час ночи, а послезавтра в 10. Это касается не только сна, но и всего образа жизни. Этот год был важен для меня, потому что многое изменилось.
— Раньше вам не хватало профессионализма?
— Не могу сказать, что я не был профессионалом, но многие моменты после гонок оставались без внимания. Мог позволить себе съесть что-то вредное или сладкое. Это разрешение у меня есть и сейчас, но в очень ограниченных количествах. Главное, что я стал себя корить за неправильные поступки. Мы долго работаем с Сергеем Ивановичем Белозеровым, который понимает мой подход, его вклад — 50% моего успеха. Он всегда хорошо подводил меня к стартам. У нас прошли успешные тренировки, включая этот год. Я также стал более крепким, наконец избавиться от частых болезней. Называть конкретный фактор прогресса сложно, но в каждой составляющей я добрался до лучших результатов, что помогло мне уверенно начать сезон.
«Цель на сезон — попасть в сборную»
— В последние годы вы показали результаты, которые могли бы дать вам место в сборной, но выбрали готовиться в своем регионе с Белозеровым. Возможен ли ваш переход в сборную при определенных обстоятельствах?
— В этом году мы с Сергеем Ивановичем договорились, что должны пробиться в сборную России. Для нас это приоритетная задача на текущий сезон.
— Почему вы пришли к такому решению?
— Все же мы не теряем надежд, что нас могут принять в сборную. Нельзя не думать о том, что если нам позволят, а я останусь в регионе, мне будет сложнее показать себя. Думаю, что попадание в команду будет правильным шагом, а оттуда уже можно будет продвигаться к более крупным соревнованиям, если появится такая возможность.
— После обидного поражения от Дмитрия Лазовского вы изменили тактику: вместо того, чтобы прятаться за соперниками, начали нападать на финишной прямой. Это дважды дало вам преимущество в борьбе с Антоном Смольским. Как вы пришли к осознанию, что нужно действовать иначе?
— Тактика прохождения последнего круга формируется по ходу гонки. Ориентируешься на пелотон, свое самочувствие и состояние соперника на предпоследнем круге. Часто на четвертом круге я бегу рядом со спортсменом, с которым буду соперничать на пятом круге, и примерно понимаю, если он идет слабее, чем я бы шел один, то есть у меня есть шанс навязать конкурентную борьбу. В последних стартах, когда я соперничал с белорусами, именно так и получалось. У меня было достаточно сил для борьбы на последнем круге, в то время как в эстафете, когда я проиграл Дмитрию, борьба была очень напряженной. Он поддерживал темп и с самого начала настиг меня. Я не был в хорошей форме, чтобы убежать. В Ханты-Мансийске он выглядел очень уверенно. Он провел весь круг впереди меня и выдал отличный финиш.
— Какие эмоции вы испытали в тот момент?
— Как я отметил в своем Telegram-канале, хоть мы и не выиграли эту гонку, она была невероятной. Такая борьба до последних метров — это то, ради чего люди приходят на стадионы. Для меня эта гонка запомнится так же, как и последняя победа, ведь это была эмоциональная борьба. Несмотря на поражение, я ушел с положительными эмоциями от полученного азарта.
«Из-за санкций не хватает выбора лыж»
— В Ханты-Мансийске почти всегда выигрывает тот, кто первым поднимается в гору, так как там идет поворот, и занимая внутренний радиус, он экономит дистанцию.
— Да, это действительно так, но можно было бы навязать борьбу, хотя мне стало тяжело, так как сосредоточившись на своих действиях, я не успел восстановить руки и ноги на последнем круге. Я был на эмоциональном подъеме, поэтому было достаточно сложно. Кроме того, в начале сезона снег очень скоростной, и скорость велика. Если бы снег был свежим или с тяжелым скольжением, на финишной прямой борьба могла бы иметь другой результат. Но при хорошем скольжении, если ты первым вышел на поворот, удержать первое место становится намного проще.
— Слышал, что у ханты-мансийской команды есть трудности с сервисом, так как новая бригада только начинает работу. Вы столкнулись с проблемами подготовки лыж?
— Не могу сказать, что есть серьезные проблемы. Да, у нас новички, но они обладают опытом. Как спортсмен, я испытываю сложности только с инвентарем, так как не хватает определенных структур лыж. Мы используем лыжи определенной марки и структуру, но их недостаточно для всех погодных условий. Хочется больше выбора, но санкции это затрудняют. Люди, которые занимаются поставками лыж, сталкиваются с трудностями, и мы вместе с ними это испытываем. Многие не знают о подобных проблемах. Это касается также других команд, но некоторые могут эксплуатировать старые запасы.
— Кто подготавливал ваши лыжи для победных гонок: региональный сервис или сборная?
— Лыжи на победу готовила сборная России. Как только я вошел в состав после Ижевска, я сразу связался с ними для подготовки лыж. Это не значит, что я не доверяю нашей региональной команде. Я показывал хороший результат в Ханты-Мансийске на лыжах, которые подготовили наши ребята, но мне было важно сравнить себя с лидерами сборной, которым постоянно заботятся о лыжах. Я хотел узнать, на каком уровне я нахожусь относительно них. Я уверен, что лыжи в сборной всегда будут в идеальном состоянии, поэтому это было не вопрос недоверия. Мы приняли это решение вместе с тренером, чтобы у нашей команды было больше альтернатив по выборам лыж и смазки.
«Пропуск стартов не помог восстановиться»
— Из-за небольшого повреждения вы пропустили Кубок МЛКБ в начале сезона. Насколько это сохранило вашу свежесть до конца декабря?
— Меня немного удивляет, как так получилось. Ранее у меня не было проблем с шеей, но на этот раз всё было иначе. Я проснулся с заклинившей шеей и с болевыми ощущениями в плече. Обсудив с массажистами, выяснил, что у меня есть триггеры, и мы начали работать над этой проблемой. Я до сих пор стараюсь заниматься при каждой возможности, чтобы не оказаться вне гонки. Правильным решением было пропустить МЛКБ, поскольку я мог бы не восстановиться и пропустить другие старты. В результате я подошел к сезону в полной боевой готовности, но продолжаю профилактическую работу с проблемными участками.
— В этом сезоне впервые шесть гоночных недель подряд. Как вы оцениваете перегруженность календаря?
— Не могу этого сказать, так как мне вполне устраивает, как начался сезон. Я только пропустил гонки в Ижевске, чтобы лучше выступить в Чайковском. Несмотря на то, что я сохранил силы, стартовые гонки оказались для меня очень сложными. Возможно, отразилось воздействие поездки в Москву для проведения УМО, хотя мы с тренером всё грамотно запланировали и поездка пришлась на выходной день. Пока мы не успели в быстром темпе проанализировать ситуацию, но когда вернемся после праздников, я ещё раз поговорю с тренером.
— Будете ли пропускать гонки в будущем?
— Очень важно пропускать определённые гонки, чтобы быть в наилучшей форме к более значимым стартам. У нас есть хороший пример моего однокомандника Алексея Вагина, который не так удачно начал сезон, но постепенно нарастил скорость к его концовке. Он здорово держит спортивный ритм. Я пока не могу делать выводы по количеству стартов, но обсуждал с тренером, что, возможно, следовало участвовать в Ижевске, чтобы не терять соревновательный ритм. Я пропустил, провел восстановительные тренировки, но это не дало результата. Это удивляет. Возможно, недостаток времени на восстановление и влияние перелета в Москву сыграли свою роль.
«На зарплату детского тренера невозможно содержать семью»
— Насколько ваша семья поддерживает вас на соревнованиях в течение сезона? Как тяжело вам расставаться с женой и дочкой?
— Дочь понимает, что у папы такая работа. Она всегда поддерживает меня и радуется моим победам. Когда я выиграл, она начала задавать вопросы про лыжи. Мы планируем на праздниках покатать её на лыжах, которые забрали у наших друзей, у которых дети уже подросли. Я скучаю, и моя семья тоже, но мы все понимаем, что такая жизнь. Настя сама спортсменка и знает, сколько труда я вкладываю и что стоит на кону. Они очень хорошо меня поддерживают. Мы всегда на связи перед стартами и после гонок. Они смотрят соревнования по телевизору, отправляют мне видео и поднимают настроение даже после неудач. Любящая семья — это самое главное.
— В одном из интервью вы говорили, что хотите делиться своим опытом. В югорской команде вы сейчас один из самых опытных спортсменов. Удается ли вам передавать знания молодежи? Есть ли к этому интерес с их стороны?
— У меня недостаточно педагогического образования, и обучать взрослых очень сложно. У них должно быть желание учиться. У нас в команде молодое поколение не проявляет интереса к получению знаний. Они считают себя взрослыми и стесняются обратиться за советом. Они хотят продемонстрировать, что всё знают. Поэтому передавать опыт нет возможности, а навязывать свое мнение — не выход. Я делюсь своим опытом только со своей точки зрения, а тренер видит общую картину. Если я скажу, что действую таким образом, это не значит, что это подойдет другому. Это может даже навредить. Если я в чём-то уверен, я не буду молчать, так как являюсь капитаном команды и следя за всем. В молодости также был под опекой.
— А как насчет работы с детьми в будущем?
— Я бы с радостью помогал подрастающему поколению, но не хочется после завершения карьеры быть вдали от семьи, а вопрос финансирования тоже актуален. Я постоянно общаюсь со своим первым тренером и по поводу гонок, и по жизненным ситуациям. Он продолжает давать мне советы. У нас нет таких высоких зарплат, как у футболистов или хоккеистов, но достаточно, чтобы жить комфортно. А вот детским тренерам очень сложно. Их труд обесценен и плохо оплачивается. Без альтернативного заработка сложно содержать семью на эти деньги.
«Между лыжниками и биатлонистами существует конкуренция»
— Какими другими видами спорта вы интересуетесь?
— Когда я торопился завершать карьеру в прошлом году, даже не смотрел биathlon ни разу. Почему-то не было желания следить за гонками. Иногда смотрел что-то из Кубка России, но именно Кубок мира — точно нет. Сейчас я снова вижу азарт в просмотре биатлона. Кроме него, я увлекаюсь киберспортом. Хотя сам не играю в компьютерные игры, во время пандемии начал смотреть турниры по Counter Strike. Я играл в нем в детстве, когда была такая возможность. Сейчас, когда проходят крупные турниры, я с большим удовольствием наблюдаю за киберспортом, осознавая, что это за игра. Хотя на сборе у меня нет возможности поиграть. Я не игрок, но люблю киберспорт, потому что там есть стратегия и командная работа. Иногда смотрю главные футбольные или хоккейные матчи с радостью.
— Как планируете встретить Новый год?
— Как обычно, дома с семьей. Друзья придут поздравить либо до, либо после 12 часов. Пока особых планов нет.
— Предстоит возрожденная в этом году Рождественская гонка. Как вы относитесь к такому старту?
— Это замечательное событие. Это мероприятие порадует спортсменов финансово и обеспечит интересные дисциплины для зрителей. Ранее не было ситуаций, когда лыжники и биатлонисты выступали совместно. Хотя это неофициальная информация, но мне кажется, что между лыжниками и биатлонистами существует некоторая вражда, так как это две конкурирующие дисциплины за зрителей, и теперь они работают в одной команде. Я с нетерпением жду этого события и буду получать удовольствие от его просмотра.