Финст всё ещё должен команде CS более 70 тысяч долларов, хотя с момента закрытия прошло больше года
Израильская организация всё ещё должна деньги бывшим игрокам и сотрудникам, хотя обещала рассчитаться со всеми.
Бывшим игрокам команды Finest по CS:GO в общей сложности причитается более 70 000 долларов зарплаты и призовых, как сообщили HLTV главный тренер Енджей «Bogdan» Рокита и другие бывшие члены команды.
Большая часть этой суммы получена за победу в онлайн-турнире Pinnacle Cup IV, который прошёл весной 2022 года. Команда также утверждает, что ей причитается зарплата за месяц, так как компания Finest в одностороннем порядке разорвала контракты без предупреждения за 30 дней, как это было оговорено в документах.
Когда Finest объявили о закрытии своих киберспортивных операций, только Саймон «twist» Элиассон и Расмус «kreaz» Йоханссон получили свою долю в размере 80 000 долларов от Pinnacle Cup. Остальные игроки — Гай «anarkez» Трахтман, Никлас «PlesseN» Плессен и Кристьян «shokz» Якобсон, а также главный тренер Богдан — всё ещё должны были получить более 13 000 долларов каждый, и не было известно, когда деньги будут выплачены.
В электронном письме, которое просмотрел HLTV, председатель правления Finest Марк Кляйн написал, что у компании нет денег для продолжения деятельности после того, как ключевые инвесторы вышли из проекта.
Это было связано с макроэкономической ситуацией, с которой в настоящее время сталкивается мир, а также с тем, что владение киберспортивной командой в лучшем случае всё ещё является очень рискованным вложением, и наши спонсоры посчитали продолжение финансирования слишком рискованным, учитывая текущую экономическую обстановку. Это сообщение было отправлено менее чем за полчаса до объявления организации.
В том же электронном письме Кляйн добавил, что Finest «переориентируется на игровые технологии, продукты и услуги». И, несмотря на уход из киберспорта, компания выплатит все имеющиеся долги. «Повторю ещё раз: мы компенсируем всем причитающиеся суммы», — написал Кляйн.
Команда Finest была основана в 2019 году и стала одной из самых крупных и успешных киберспортивных организаций Израиля. О ней часто писали местные СМИ. Компания сотрудничала с такими брендами, как Samsung, Pizza Hut и блокчейн-компания Tezos, а также имела в качестве генерального директора бывшего главу Израильской футбольной ассоциации.
Организация выставляла составы в нескольких играх, включая CS:GO и Valorant, а также Fortnite и FIFA. Израильские звёзды Гай «NertZ» Илуз и Шахар «flameZ» Шушан были двумя самыми талантливыми воспитанниками страны, которые играли за команду Finest в CS:GO до того, как она открыла двери для иностранных игроков.
В конце 2020 года компания Finest была приобретена RadarZero, американской медиакомпанией, которую возглавляет Кляйн и партнёрами которой также являются Enthusiast Gaming и GameSquare. Два года спустя Finest попала в заголовки новостей, объявив о приобретении Monaco Esports. Сделка на сумму 10 миллионов долларов должна была ознаменовать начало международной экспансии Finest.
Богдан, который тренировал команду Finest в течение четырёх месяцев, с июня по октябрь 2022 года, заявил, что не замечал признаков финансовых проблем в организации. Он отметил, что выплаты производились регулярно, хотя и с некоторыми задержками.
После закрытия киберспортивных операций Finest менеджер команды Робин «Srab» Борже в течение нескольких месяцев обращался ко всем, кого только мог вспомнить, в поисках ответов. Одним из тех, к кому он обратился, был Рувик Милкис, соучредитель и генеральный директор Finest до поглощения компанией RadarZero, когда он перешёл на должность главного игрового офицера (CGO).
К тому времени Милкис уже не работал в Finest, его уволили в рамках волны сокращений, затронувшей киберспортивный отдел в октябре 2022 года.
Исполнительный директор по доходам RadarZero и исполнительный директор Finest Тал Перри говорил о вливаниях денежных средств и потенциальных покупателях компании в серии электронных писем с Srab, но ни один из вариантов не реализовался. Он также объяснил, что призовые деньги поступили на тот же банковский счёт, что и каналы доходов компании, и использовались для других целей — это стандартная процедура.
На этот раз из-за суммы нам пришлось получить юридическую консультацию, чтобы выяснить, должны ли мы заплатить налоги со всей суммы или только с её части. К тому времени как стало всё ясно, часть этой суммы уже была потрачена, а вливание денежных средств (инвестиция), которое должно было её заменить, так и не произошло, и мы заплатили то, что у нас было. (далее неразборчиво).
Три месяца спустя он сообщил компании Srab, что уходит из совета директоров Finest и тоже не получил причитающиеся ему деньги. Вскоре после этого аккаунт Finest в Instagram был переименован в Buffpay и стал называться «игровым приложением, разработанным для геймеров». Согласно странице Перри в LinkedIn, с марта по декабрь 2023 года он работал в Buffpay на должности генерального директора. Как минимум ещё двое сотрудников Finest также перешли в Buffpay в 2023 году, о чём можно судить по их страницам в LinkedIn.
Мы знаем, что многие из вас следят за этим аккаунтом уже некоторое время, и хотим поблагодарить вас за вашу преданность и поддержку. Buffpay написала в мае 2023 года в своём первом посте в Instagram. Мы понимаем, что изначально аккаунт фокусировался на Finest, но считаем, что есть необходимость в более общей платформе новостей киберспорта и игр, чтобы держать вас в курсе всех самых горячих событий в мире игр!
Бывший топ-менеджер Finest, пожелавший остаться анонимным, сообщил HLTV, что Buffpay купила аккаунт компании в Instagram и вырученные средства пошли на погашение части долгов.
Также сообщили, что сделка с Monaco Esports не состоялась, однако подробности не разглашаются, и более 90 процентов долгов Finest было выплачено.
После ухода Перри Кляйн остался единственным связующим звеном между командой и компанией Finest. В первом электронном письме игрокам в апреле 2023 года он сообщил, что работает над реструктуризацией и финансированием компании. Кляйн выразил надежду, что вся необходимая бумажная работа будет завершена в течение следующего месяца и к концу мая поступят деньги.
Кляйн также посоветовал игрокам не разглашать информацию об их ситуации, заявив, что это может поставить под угрозу его усилия по возобновлению работы Finest и затруднить получение ими оплаты. Он подчеркнул, что в любой момент мог объявить компанию банкротом и уйти, не неся личной ответственности.
В июне Кляйн повторил, что объявить о банкротстве было бы простым решением. «Мне не нужно это горе, которое оно принесло мне и всем остальным», — написал он Срабу. Другие игроки должны знать, что это было и остаётся вариантом, и то, что я так долго терпел, свидетельствует о моём желании всё исправить. Он также предупредил игроков, что если они попытаются разоблачить RadarZero в социальных сетях, он «просто всё закроет».
Несколько месяцев попытки команды связаться с Кляйном были безуспешными. После того как его сообщения оставались без ответа, Анаркез наконец получил ответ от Кляйна в конце ноября.
Эй, Марк, можешь рассказать последние новости?
Кляйн: «Пока ничего».
«Это близко к завершению? Я хочу знать, как обстоят дела, и просто хочу закончить эту историю».
Кляйн: «Надеюсь».
Это был последний раз, когда кто-либо из команды получал известия от Кляйна. Его последующие электронные письма игнорировались, как и сообщения в WhatsApp.
Клейну не удалось дозвониться, повторные попытки связаться с ним для получения комментария не увенчались успехом.
Ещё до того, как Finest объявили о финансовых трудностях, Джибриль Тальби заметил некоторые тревожные признаки.
Его наняли в апреле 2022 года для управления дивизионом Valorant в организации Finest, и ему сообщили, что у компании есть большой офис в Монако с видом на Средиземное море, где при необходимости его команда может проводить сборы.
Но когда он приехал в княжество на свадьбу и встретился с Романом Дюкло, операционным директором Monaco Esports, он был шокирован тем, что услышал.
Мы начали разговор в ресторане, и он рассказал мне о больших проблемах Finest. Он говорил, что они так и не получили деньги за сделку, каждый день давили на партнёров, но не получали ответа, — рассказал Тальби HLTV.
Он спросил меня, получаем ли мы зарплату, и я ответил, что да, мы получаем зарплату и прочее. После этого мы посетили офисы, но это были не офисы Finest. Это был просто бывший банк, которым владел сооснователь Monaco Esports Луи Дюкрё.
Оглядываясь назад, Тальби сказал, что тогда он «начал что-то подозревать», но держал свои подозрения при себе, чтобы не вносить разлад в команду во время важного этапа сезона.
Были и другие странные вещи, которые заметил Тальби. Например, «Finest» постоянно отклонял запросы команды на тренировочный лагерь и не отправлял игрокам товары спонсоров или даже форму. Кроме того, деньги за турнир VRL Polaris Stage 2 команда получила только после того, как предоставила доказательства того, что организатор турнира уже перевёл деньги на банковский счёт организации.
Тальби вспоминал, что они никогда не получали деньги. Он позвонил в лигу и сказал: «Ребята, вы шутите? Всем заплатили, кроме нас». Ему прислали доказательства того, что Finest получили оплату. С окончания лиги прошёл месяц.
Я отправил Finest электронное письмо, и, как по волшебству, мы получили приз.
По окончании сезона команда начала искать на рынке двух новых игроков и в итоге выбрала Элрика «juseu» Белланда и Джорджио «Keiko» Санасси. Последний был по контракту с WYLDE, ирландской организацией, совладельцем которой является олимпийский медалист Усэйн Болт.
Не имея возможности заплатить трансферный сбор, «Файнест» уговорил Кейко расторгнуть контракт с «УАЙЛД». Переговоры, казалось, шли в хорошем направлении, но внезапно «Файнест» перестал отвечать.
Вскоре Кейко и остальная команда узнали, что компания Finest прекращает свою киберспортивную деятельность.
Я проходил пробы в разные команды, и Finest предложили мне играть за их состав, — рассказал он HLTV. Мой агент и их представители вели переговоры, пытаясь прийти к компромиссу по зарплате и другим условиям контракта.
В какой-то момент они перестали выходить на связь примерно на неделю или две, хотя я уже играл с командой. А потом просто сообщили, что всё отменяется, потому что «Finest» распадается.
Кейко сейчас играет за Team Liquid, одну из лучших команд Европы, но его карьера могла сложиться совсем иначе. Тогда команде потребовалось несколько месяцев, чтобы найти новую организацию. Как вспоминает Кейко, это был очень напряжённый период.
Было много напряжения, потому что нам не платили зарплату. Нужно было стать лучше, но при этом никто не получал оплату.
Я сказал родителям, что в этом году не пойду в университет, потому что хочу посвятить год киберспорту. Я сообщил им, что получаю зарплату от этой команды [Finest] и собираюсь заниматься этим в течение года, а затем посмотрю, как далеко смогу продвинуться в киберспорте.
Они очень расстроились, когда я рассказал им, что произошло. Это было безумие.
Финансовые проблемы Finest затронули не только игроков и сотрудников киберспортивной организации, но и многих создателей контента, которые с ней сотрудничали.
Ронен Робин — израильский стример и создатель контента, у которого почти 500 000 подписчиков на YouTube. Робин, который долгое время играл в Counter-Strike, известен на местной сцене. После подписания контракта с компанией Finest в ноябре 2020 года он начал помогать им в вопросах киберспорта и создания контента.
Я очень рад быть первым и пока единственным создателем контента в организации и надеюсь, что мы будем расти и развиваться вместе с поддерживающим нас сообществом, — написал он в «Инстаграме» в марте 2021 года.
До конца года Робина уволили из компании Finest, предположительно из-за разногласий с Ротемом Камером, бывшим главой Израильской футбольной ассоциации, по поводу его зарплаты и того, что он продолжал работать с брендами, не являвшимися партнёрами организации. В сентябре 2022 года его снова пригласили в Finest на улучшенных условиях контракта, но его возвращение было недолгим, так как организация прекратила свою деятельность всего через несколько недель.
По словам Робина, внезапное закрытие Finest создало негативный имидж для израильского киберспорта и застало врасплох бренды, которые работали с этой организацией. Некоторые из них, например noblechairs, заключившие партнёрство с Finest в августе 2022 года, предположительно поклялись никогда больше не возвращаться на эту сцену.
«Они запятнали репутацию Израиля перед всеми нами, — заявил он HLTV. — Их заботило только зарабатывание денег и создание иллюзии семьи. Меня обманули. Я не получу ответов о деньгах. Спонсоров тоже обманули. Всех обманули».
Представитель Pro Gamers Group, которой принадлежит noblechairs, отказался давать комментарии для HLTV.
Гил Ронен разделяет мнение Робина о наследии Finest. Бывший вице-президент Израильской ассоциации киберспорта считает, что из-за плохого управления со стороны Finest местная сцена оказалась отброшена назад, и многие талантливые игроки потеряли веру в индустрию.
Когда Finest впервые собрал значительный капитал для израильской организации, в сообществе возник настоящий ажиотаж, рассказал Ронен HLTV. Игроки хотели играть за Finest, надеясь, что это станет серьёзным шагом для тех, кто хочет пробиться в международный спорт.
К сожалению, то, что организация Finest не выплачивала призовые деньги и, возможно, ещё и должна, заставило игроков потерять доверие не только к израильской сцене, но и к киберспорту по CS в целом и задуматься, стоит ли пытаться пробиться наверх, когда организации более низкого уровня задерживают выплаты. Некоторые перспективные игроки, выступавшие за Finest, полностью покинули эту сферу, так как им нужна была основная работа, чтобы свести концы с концами, и они потеряли доверие.
Некоторые игроки и тренеры, такие как flameZ, Spinx, shushan, NertZ, anarkez, sprayXD, BluePho3nix, xertioN, HeavyGod и другие, смогли добиться успеха благодаря огромной самоотдаче, работе и природному таланту. Однако многие другие могли бы засиять, если бы получали больше поддержки на ранних этапах. Известно, что Израиль — это центр по выращиванию талантов в области игр, мы производим больше игроков первого и второго уровня на душу населения, чем большинство стран, возможно, кроме Дании.
Но поскольку местные организации исторически плохо управляли своими игроками, персоналом или финансами, это создаёт серьёзное препятствие там, где должен быть сделан шаг к международной профессиональной игре.
«Файнест» всё ещё зарегистрирована в Управлении корпораций Израиля, официальном органе, отвечающем за «регистрацию, надзор, обеспечение исполнения и контроль большинства корпораций в Израиле», как действующая компания, однако неясно, ведёт ли она какую-либо деятельность.
Кляйн остаётся генеральным директором RadarZero, как указано в его профиле на LinkedIn, но компания уже много лет не публиковала ничего в социальных сетях.
Почти все, с кем поговорил HLTV для этой статьи, как из команд Counter-Strike, так и из Valorant, потеряли надежду когда-либо получить свои деньги. Это одна из тех вещей, которая, возможно, неизбежно происходит в какой-то момент в мире киберспорта, если вы достаточно долго в этой индустрии.
Для Богдана важно высказываться, чтобы все, кто пострадал от Finest, могли получить хоть какое-то подобие справедливости.
В данный момент мы чувствуем, что нас обманули и провели. *Примечание: в тексте не хватает информации, о ком именно идёт речь.*
У этих людей есть другой бизнес. Они всё ещё работают, занимаются делами и просто хотят забыть об этом и умыть руки. Но мы не позволим им так легко отделаться.