Top banner

Эксперт Вячеслав Богаткин обсудил будущее киберспорта


На вопросы ЮФ о будущем киберспорта отвечает Вячеслав Богаткин, генеральный директор компании AppFox, занимающейся разработкой игр и цифровых решений.

Как изменится киберспортивная сцена в ближайшие годы?

Киберспорт давно вышел за пределы узкопрофильного увлечения и все больше проникает в массовую культуру. Это уже не только турниры, но и зрелищные шоу, сотрудничество с брендами, такими как Netflix, Mercedes и Coca-Cola, а также элементы кино и интерактива. Турниры превращаются в настоящие медиа-мероприятия, предоставляющие зрителям полноценное развлекательное представление, а не просто трансляцию.

Развиваются форматы с дополненной реальностью и шоу-матчи, и я считаю, что турниры в метавселенных – это не за горами. При этом технологии, особенно искусственный интеллект, делают путь в киберспорт проще: открытые рейтинги, онлайн-лиги и площадки позволяют новичкам заявить о себе на международной арене.

Какие тренды стоит отслеживать?

Мобильный киберспорт. Он стремительно развивается, особенно в Азии и Латинской Америке. Игры, такие как Honor of Kings, PUBG Mobile и Free Fire, становятся полноценными дисциплинами с крупными призовыми фондами. Однако у нас в СНГ пока это не так выражено. Создание инфраструктуры для игроков. Важность ментального здоровья и карьерного роста после профессиональных выступлений становится актуальной. Организации начали инвестировать не только в игроков, но и в их бренды. Я также замечаю растущий интерес к женскому киберспорту: увеличивается количество турниров, академий и спонсорских возможностей для привлечения женщин. Внедрение фан-токенов, NFT, блокчейн-ставок, внутриигровой валюты и элементов фэнтези-менеджмента также становится актуальным. Одним из ключевых трендов является образование стабильных лиг с фиксированными командами, подобно футболу и баскетболу. Например, игры, такие как League of Legends и Call of Duty, уже имеют свои официальные лиги с постоянными участниками, что способствует формированию долгосрочных отношений с фанатами и спонсорами, в отличие от разовых турниров.

Какая страна сегодня демонстрирует наибольшие темпы развития?

Очевидным лидером является Саудовская Аравия. Действия компании Savvy Games Group (дочерняя структура Public Investment Fund) представляют собой не просто инвестиции, а целую экспансию: они скупают студии, организуют глобальные турниры (Gamers8, ESL One Riyadh) и создают инфраструктуру с долгосрочной перспективой.

С параллельным ростом Индонезии, Филиппин и Бразилии, которые используют мобильный киберспорт для укрепления своего влияния. В этих странах сформировалась энергичная и преданная фан-база, при этом затраты на организацию команд ниже, чем в Европе или США.

Каковы позиции российских киберспортивных команд?

Российские киберспортивные команды в 2025 году сохранят высокую конкурентоспособность на мировой арене, невзирая на внешнеполитические ограничения, санкции и частичную изоляцию от некоторых западных экосистем. Их успехи варьируются от доминирования в традиционных дисциплинах до отсутствия представительства в новых франшизных лигах и мобильных форматах.

Конкретные примеры из популярных направлений киберсцены:

Игра Dota 2. Команда Team Spirit занимает лидирующие позиции на мировой сцене и является флагманом Dota-сообщества, главной силой на Восточной Европе. Она занимает 1–2 места в мировом рейтинге (по данным ESL и Liquipedia), одержала победу на The International 2021 и попала в топ-4 на TI 2023, показывая стабильные результаты в ESL Pro Tour 2024–2025. Команда 9Pandas входит в топ-10 мира и активно участвует в крупных турнирах (ESL One, DreamLeague), удерживая высокие позиции в региональных лигах. Команда Virtus.pro (VP) после реструктуризации снова занимает топ-15, выигрывает на Tier-2 турнирах и периодически попадает на мейджоры.

Игра Counter-Strike 2 (CS2). Команда Team Spirit (CS-состав) занимает 2–3 место в мире (по состоянию на июнь 2025 года). Они стали победителями IEM Katowice 2024 и финалистами BLAST Premier Spring 2025. Игрок donk был признан лучшим игроком мира HLTV в 2024 году и является фаворитом на 2025 год. Команда Cloud9, хотя международная, включает в себя российских игроков (sh1ro, Ax1Le) и занимает топ-5 мирового рейтинга, систематически участвует вTier-1 турнирах. Команда Virtus.pro осталась в топ-15, но пока не возвращается в финальные стадии крупных чемпионатов.

Что касается мобильного киберспорта, то российские команды не входят в топ-20 мировых рейтингов. Инфраструктура мобильного киберспорта в России значительно уступает таким регионам, как Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Хотя вскоре могут появиться зачатки роста в рамках СНГ-лиг и отдельных турниров (например, от My.Games), до международного уровня нам еще далеко.